Лунин Николай Александрович

(1915-1968)

     

   Выдающийся новатор железнодорожного транспорта, начальник Московско-Рижского отделения Московской железной дороги (1960-1968), почётный железнодорожник (1940), лауреат Сталинской премии (1942), Герой Социалистического Труда (1943), награждён двумя орденами Ленина.  Депутат Верховного совета СССР (1946-1950). Его именем названа улица в Орле.

 Родился в г. Ряжске, ныне Рязанской области, в семье железнодорожника. С родителями переехал в Новосибирск. Окончил школу-семилетку в 1930 г., затем железнодорожное фабрично-заводское училище на станции Новосибирск. В 1932-1945 гг. трудился в паровозном депо станции Новосибирск Томской железной дороги сначала слесарем, через несколько месяцев стал помощником машиниста. В декабре 1934 г. окончил курсы машинистов на станции Тайга Томской железной дороги и с августа 1935 г. начал самостоятельно водить поезда.

В 1941 г. Н. А. Лунин выступил инициатором новой идеи – овладение каждым членом паровозной бригады ремонтными специальностями. В результате ещё больше сократилось время на ремонт каждого паровоза, зато высвободилось рабочее время для ремонта большего количества паровозов в ремонтных депо. Этот почин получил широкое распространение на транспорте и в других отраслях промышленности, он получил наименование «лунинское движение», а применявших его паровозные бригады по всему СССР стали именоваться «лунинцами».

В декабре 1941 г. знатный новатор впервые в СССР двумя паровозами привёз замерзающей Москве 5000 тонн угля (100 вагонов!) - при нормативе на одну машину 1250 тонн, умело сочетая работу двух паровозов применительно к рельефу пути. Тем самым было положено начало новому движению – сверхтяжёлых поездов. На полученную Сталинскую премию Лунин купил эшелон угля для Сталинграда и лично доставил его в феврале 1943 г. в только что освобождённый и полностью разрушенный город. Оставшиеся деньги передал в детский дом.

За время войны паровозная бригада старшего машиниста Лунина перевезла 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономила 854 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. Паровоз Лунина приказом Народного комиссара путей сообщения СССР был признан «Лучшим паровозом Советского Союза».

В годы войны в составе 49-го отдельного дивизиона бронепоездов сражался бронепоезд № 704 «Лунинец», построенный железнодорожниками Томской дороги. Бронепоезд с именем Лунина на борту прошёл славный боевой путь от Москвы до Нижней Силезии.

В 1950 г. Н. А. Лунин с отличием окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, позднее - Высшие инженерные курсы Министерства путей сообщения в Москве и был направлен на руководящую работу. Умер 3 октября 1968 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Выдающемуся железнодорожнику за проявленный трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны в Новосибирске установлен монумент — тот самый «Лучший паровоз Советского Союза» (паровоз-памятник ФД21-3000) и памятная стела.

 

Литература:

warheroes.ruhero/hero.asp?Hero_id=9133

ryagsk-museum.narod.ru›favorite6.3.9.html

железнодорожник.рф›1941_1945/geroi/2.html