НОВИНКИ  КРАЕВЕДЕНИЯ

Красная книга Орловской области. Грибы, растения, животные. Орел : Папирус, 2021. — 440 с.

Книга посвящена объектам царства грибов, растительного и животного мира, вклю- ченным в Красную книгу Орловской области. Всего в настоящее издание вошла инфор- мация по 351 виду грибов, растений, животных. Для каждого вида установлен статус, приведено изображение, ареалы распространения, описаны отличительные особенно- сти, места обитания и образ жизни (для животных), современное состояние на тер- ритории Орловской области, информация о численности и лимитирующих факторах. Книга предназначена для широкого круга лиц.

Ссылка на электронную версию Красной книги Орловской области.

Воробьёв, А. Личный попугай Президента: почти правдивая история / А. Воробьёв. – Орёл : Орлик, 2022. – 32 с. 6+

В Кремле, где принимаются судьбоносные решения, есть огромная светлая комната, где живут самые различные птицы – щеглы, амадины, канарейки. Но самый главный среди них – это попугай с необычным именем – Ценный Подарок. Он самый умный среди всех, да ещё и разговаривать умеет! Жизнь в этом птичьем царстве самая разнообразная. Давайте с помощью этой книги отправимся в гости к птицам и узнаем их почти правдивую историю.

 

Кондратенко, А. Литературная прогулка по Орлу: путеводитель / А. Кондратенко. – Орёл : Картуш, 2022. – 236 с. 12+

Орёл по праву носит неофициальный титул одной из литературных столиц России. У нашего города давно сложилась своя литературная история и литературная география. Попробуйте вместе с этой книгой пройти вслед за знаменитостями по нашим старинным улочкам и заново прочитать страницы известных книг. Вне всякого сомнения, сердце литературного Орла – «Дворянское гнездо». Здесь разворачивалось действие одноимённого романа И. С. Тургенева. А на Октябрьской улице третьим по счёту от берегового обрыва над Орликом в позапрошлом веке стоял дом Лесковых. Будущий писатель тогда был ребёнком, проводившим свои дни среди зелени усадебных садов, в большом овраге, где пас коров несмертельный Голован. А если мы прогуляемся по улице М. Горького, то узнаем, что и она богата на литературные достопримечательности. В стоявшем здесь когда-то Доме губернатора родилась Анна Петровна Керн: ныне на том месте гостиница «Русь». Чуть поодаль от перекрёстка с улицей Тургенева стоял дом, где родился известный философ Михаил Бахтин. В доме № 36 в начале 1960-х годов жил поэт Дмитрий Блынский. А в доме № 44 жил другой поэт – Геннадий Попов. Литературная прогулка начинается с «Дворянского гнезда» и заканчивается в районе Курских улиц. Вдумчивый читатель после прочтения этой книги не раз захочет вернуться на эти улицы, вспомнить имена и лица, взять в библиотеке томики своих любимых орловских писателей.

 

Яворская, Е. Наш город Орёл / Е. Яворская. – Орёл : Орлик, 2021. – 120 с. 6+

Автор книги считает, что в города влюбляются вовсе не потому, что в них широкие улицы, красивые дома или зелёные парки, а потому, что город, в котором ты родился, является частью твоей жизни. Почти любое место здесь связано со значимым или не очень моментом твоей биографии, а значит, становится тебе родным. Книга содержит базовые сведения по истории Орла, начиная со второй половины XIX-начале XX века и до наших дней. Каким Орёл был в годы революции, в годы Гражданской войны и Великой Отечественной и перед войной? Вы узнаете, что в Орле было не только Орловское танковое училище им. М. В. Фрунзе, но и пехотное училище, первый выпуск которого состоялся 15 июня 1941 года. Из Орла эвакуировались учебные заведения, больницы, архивы. Покинули Орёл наиболее ценные экспонаты литературного музея И. С. Тургенева, их эвакуировали в Елец и Пензу. Книга содержит рубрику «Это интересно». Оказывается, на старых фото Орла мы можем видеть памятник генерал-майору Л. Н. Гуртьеву не там, где он находится сейчас. Памятник изначально был установлен перед областной библиотекой им. И.А. Бунина, которая в то далёкое время носила имя Н. К. Крупской. На другую сторону улицы его перенесли в 1976 году, и это место стало называться сквером Гуртьева. Эта книга для тех, кто хочет как можно больше знать о нашем родном городе.

 

Воробьёв, А. Орловские усадьбы: вчера и сегодня / А. Воробьёв, Н. Ковешникова. – Орёл : Орлик, 2021. – 124 с. 6+

Усадьбы князей Куракиных, Новосильцевых и многих других известных людей находятся именно у нас, на Орловской земле. Вместе с этой книгой вы совершите путешествие по удивительным и загадочным местам Орловского края, познакомитесь с тайной Сабуровской крепости, разгадаете загадки Афанасия Фета, узнаете о вокзале-призраке, побываете в родовом имении И. С. Тургенева и в самой древней усадьбе – усадьбе князя Кантемира, которая находится на территории города Дмитровска. Выдающийся российский и молдавский общественный деятель Дмитрий Кантемир основал свою усадьбу на правом берегу речки Общерицы в 1721 году. На её территории существовал не просто дом, а деревянный дворец, погибший от пожара в 1840 году. Однако до нашей эпохи «дожили» парк и храм, тоже заложенные князем. Парковая ограда длиной около полутора километров, украшенная башенками, была выстроена в середине XVII века (кроме западной части, переделанной во второй половине XIX века). Что касается самого парка, то здесь до сих пор растут деревья, чей возраст составляет от 170 до 230 лет.

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1952-195 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток, 2016. – 832 с. 16 +

Это последние дневниковые записи М. М. Пришвина. В эти годы писатель ощущает себя стоящим на пороге никому неведомой жизни. Болезнь день за днём отнимает силы, он пытается сократить время работы, лесных прогулок. Душа сжимается от невольного острого сожаления. «15 Мая 1953. … расстаюсь с миром и ухожу из него без всего, и в нём остаётся для всех и всё своё лучшее, и этот девишник в берёзах, и липы, начинающие летнюю жизнь, всё это я оставляю, а сам ухожу без всего». Пришвин часто размышляет о сложившемся в результате революции государстве: о личности и власти, о смыслах современной культуры. 1953 год для М. М. Пришвина юбилейный – ему исполняется восемьдесят лет. Вечер, посвящённый этой дате в Доме литераторов, был скромным, но собрал много друзей и читателей. В преддверии юбилея Пришвин надеется получить «разрешение на собрание сочинений». Фадеев, конечно, обещает, и Пришвин с воодушевлением составляет проспект и даже заключает договор. Однако первый том выйдет только через два года после его кончины. Последняя дневниковая запись датирована 15 января 1954 года: «Деньки, вчера и сегодня (на солнце – 15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым».

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1950-1951 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток, 2016. –736 с. 16 +

В 1948 году Пришвин заканчивает работу над романом-сказкой «Осударева дорога» о строительстве Беломоро-Балтийского канала, и все последующие годы проходят под знаком борьбы за публикацию романа. В 1950 году Пришвину приходится думать о вероятности ещё одной утраты. Под угрозой оказывается дунинский дом писателя. Несмотря на то, что дом в Дунино за пять лет стал для него домом в «полном смысле слова», писатель рассматривает его возможную утрату спокойно. «Весть о том, что в связи с укреплением колхозов Дунино наше подлежит переносу на ту сторону реки…». «Проект продажи Дунина и покупки жилища под Муромом». К счастью, ситуация разрешилась, и дом остался собственностью писателя. Всё чаще в дневнике проявляются записи о признаках наступающей болезни, ощущении физической слабости. К этому он совершенно не привык и не готов. Одна за другой следуют творческие неудачи, ощущается беззащитность перед лицом критики, накатывают сомнения и неуверенность. И всё же Пришвин не сдаётся, работает, сохраняет мужество, борется с собой и обстоятельствами: «Вчера запоем делал новую «капель»: без всяких дум о печати. На этом надо и остановиться: писать только для себя, а если что выйдет подходящим, то печатать. А средства для жизни доставать переизданием, и если перестанут издавать, попрошайством. Только писать уже, в основном, только «в стол».

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1944-1945 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток; Москва : Литературный музей, 2022. – 932 с. 16 +

Дневник двух последних военных лет полон размышлений о грядущей судьбе России и мира, о смысле Второй мировой войны. Эти годы проходят в преддверии и ожидании победы над нацистской Германией. Одна за другой появляются записи о разгроме Германии. Пришвин видит ту же самую человеческую трагедию, которую пережила Россия: «маленький человек», втянутый в «большую войну». Создание атомной бомбы усложняет мир и возникает парадокс: «святые люди» создали орудие смерти для всего живого на земле, и человечество так или иначе должно искать и найти выход из этого. После войны Пришвин переживает самый глубокий творческий кризис, когда он, сложившийся русский писатель, начинает свой новый круг жизни в изменившейся России.

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1942-1943 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток; Москва : Литературный музей, 2021. –816 с. 16 +

В 1942-1943 годах Михаил Пришвин, изредка приезжая в Москву, продолжает жить в эвакуации в селе Усолье под Переславлем-Залесским. Во время войны ухудшается положение крестьянства, и писатель не может обойти эту тему. 8 декабря 1943 года он записывает: «Радио передаёт о народном энтузиазме по поводу встречи в Тегеране и что там и тут колхозники на радостях жертвовали свои избытки хлеба. А мы то ведь знаем, мы их видели, эти слёзы колхозников по поводу лишения этих избытков». Среди написанного Пришвиным во время войны нет ни одного рассказа о ненависти к врагу, о борьбе, о победе. Понимая войну как «болезнь, охватившую всё человечество», сделавшую смерть «массовым явлением», он живёт и работает для мира.

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1940-1941 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток, 2019. – 912 с. 16 +

В этот период жизнь и творчество Пришвина определяются двумя событиями: любовь и война. То и другое перевернуло его жизнь – и личную, и писательскую. 16 января 1940 года он познакомился с Валерией Дмитриевной Лебедевой (Лиорко). Он искал секретаря, она пришла по рекомендации. Эта встреча освятила жизнь писателя. Михаил Михайлович дождался той единственной женщины, «которая придёт и всё поймёт». На страницах дневника они ведут нескончаемый диалог, стараясь понять друг друга. Осенью 1941 года, уезжая из Москвы под Переславль-Залесский, писатель забрал с собой только чемодан с рукописями дневников. В октябре 1941 года, когда при угрозе немецкого наступления Пришвину с женой пришлось участвовать в рытье противотанковых рвов, они заклеили дневники в резиновые мешки и спрятали их в лесу. Страницы дневников этого периода сохранили размышления писателя о причинах поражений в первые месяцы войны, о стремлении познать истинные намерения нацистов, о невозможности поверить в их «цель уничтожения славян» и о необходимости спасения личного творческого архива, «спасения слова» в условиях, когда в октябре 1941 года Москву охватили панические настроения, потому что даже «взятие немцами Москвы есть болотное событие, но не конец войны».

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1940-1941 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток, 2019. – 912 с. 16 +

В этот период жизнь и творчество Пришвина определяются двумя событиями: любовь и война. То и другое перевернуло его жизнь – и личную, и писательскую. 16 января 1940 года он познакомился с Валерией Дмитриевной Лебедевой (Лиорко). Он искал секретаря, она пришла по рекомендации. Эта встреча освятила жизнь писателя. Михаил Михайлович дождался той единственной женщины, «которая придёт и всё поймёт». На страницах дневника они ведут нескончаемый диалог, стараясь понять друг друга. Осенью 1941 года, уезжая из Москвы под Переславль-Залесский, писатель забрал с собой только чемодан с рукописями дневников. В октябре 1941 года, когда при угрозе немецкого наступления Пришвину с женой пришлось участвовать в рытье противотанковых рвов, они заклеили дневники в резиновые мешки и спрятали их в лесу. Страницы дневников этого периода сохранили размышления писателя о причинах поражений в первые месяцы войны, о стремлении познать истинные намерения нацистов, о невозможности поверить в их «цель уничтожения славян» и о необходимости спасения личного творческого архива, «спасения слова» в условиях, когда в октябре 1941 года Москву охватили панические настроения, потому что даже «взятие немцами Москвы есть болотное событие, но не конец войны».

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1936-1937 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток, 2010. – 992 с. 16+

В дневнике этих лет Пришвин вспоминает свою жизнь, обращаясь к истокам своей личности. Рождение Пришвина-писателя связано с психологической травмой – драмой его первой любви. Он понимает трагичность разрыва с той, кого считал своей Невестой, и в то же время роль, которую эта утрата сыграла в его судьбе – он почувствовал в себе художника. Так же трагичным было его изгнание из родовой усадьбы Хрущёво с материнским домом и садом. Всё это воплощается в его снах: «Видел сон, в котором все близкое мне как бы округлялось формами и сходилось… Появилась моя невеста в своём милом виде, как 35 лет тому назад, мы с ней сидели на лавочке, и нам было как будто мы с ней никогда не расставались и жили вместе всю жизнь». Писатель стремится понять новую жизнь, оценить достижения, обнаружить способ спасения личности. Он остаётся предельно открытым с самим собой: «И как же бедно-бедно живут служащие советские люди, вот уж серая-то жизнь. А по радио целый день стараются воспевать счастливую жизнь, и так это всем надоело!». Ежедневно Пришвин пишет и о природе: о погоде, звёздах и облаках, о цветах и деревьях, птицах, бабочках, лесах, болотах, как будто хочет донести до читателя, что весь этот мир, каждый день и час пронизан смыслом.

 

Пришвин, М. М. Дневники. 1932-1935 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток, 2009. – 1012_4 с. 16+

Характер дневника в эти годы остаётся прежним: Пришвин старается понять смысл новой жизни, пытается оценить достижения. В 1933 году на Беломоро-Балтийском канале писатель воочию убедился в том, что одной из важнейших целей строительства была «перековка», переделка человека, превращение заключённого в идеального человека нового общества. Многое не нравится Пришвину в новой жизни, многое он не хочет принимать, но он видит, что прежняя жизнь с её укладом прошла и больше невозможна. В 1932-1935 годах он продолжает жить в Загорске. Его образ жизни не меняется: «Мне хочется писать не то, что надо бы, а что пишется. И так это хорошо!».

 

Пришвин, М. М. Ранний дневник. 1905-1913 / М. М. Пришвин. – Санкт-Петербург : Росток, 2019. – 800 с. 16+

Дневники М. М. Пришвина – уникальное явление в литературе XX века. Они, как и любые дневники, передают ежедневно происходящие события, впечатления об увиденном и услышанном, прочитанном, осмысленном, они вмещает исторические и философские размышления. Пришвин говорил: «Мои тетрадки – это моё оправдание». Личность Пришвина и уникальность его отношения к миру – едва ли не самое главное в дневниках. Автор каждое событие остро переживает, а его читатель – не отвлечённый и абстрактный, а самый настоящий друг, которому писатель безоговорочно доверяет. «Ранний дневник» занимает особое место в наследии писателя. Он выстроен тематически и представляет собой разложенный самим Пришвиным по темам (по папкам) материал. На одной из них написано: «смешанные клочки», другая состоит из вырванных листков и является заготовкой романа «Начало века». В две папки был собран автобиографический материал – «Любовь» и «Хрущёво». Есть папки с «киргизским» и «крымским» путевыми дневниками – «Путешествие из Павлодара в Каркаралинск» и «Крым. Славные бубны». В «Раннем дневнике» раскрывается история души человека, пережившего драму неудавшейся любви, как жизненную катастрофу.

 

Кушелев, И. Е. Пространство Орла как художественное целое. История формирования городского ландшафта VIII-сер. XX вв. / И. Е. Кушелев. – Орёл : Картуш, 2020. - 150 с. 12+

Объектом исследования автора стала сохранившаяся и утраченная историческая застройка города Орла. В ходе изучения архивных материалов им были обнаружены уникальные документы – изображения зданий города Орла, облик которых был ранее неизвестен. Например, чертежи Смоленской и Покровской церквей в стиле барокко до их перестройки во второй половине XIX века, построек Почтовой конторы, Присутственных мест с квартирой губернатора и других утраченных объектов XVIII-начала XIX вв. Эти находки позволили полностью воссоздать картину города в этот период. На основе архивных материалов выявлен внешний вид многих дореволюционных зданий города. По сотням уникальных фото второй половины 1940-х гг. составлено достоверное представление о том, как выглядел послевоенный Орёл и степени сохранности его архитектурного наследия. Интересно было узнать, что незастроенные места в городе считались «безобразием». Они продавались с аукциона с отдачей денег прежнему хозяину. Но если человек, купивший землю, не приступит к постройке в течение года, так же лишался её. Каменный дом должен быть был построен в течение пяти лет, на деревянный отводился срок в три года. Предпочтение отдавалось более состоятельным людям, чьи постройки будут «значительнее». По завершении строительства место передавалось в вечное потомственное владение. Поддерживать в чистоте мостовые обязывали обывателей. Каждый должен был наводить порядок около своего дома. Запрещалось посреди улиц устраивать колодцы. Понятно, почему на старых фото мы видим город чистым и опрятным. Книга содержит богатый иллюстративный материал – планы, схемы, архитектурные чертежи, фотографии. Она будет интересна всем, кто интересуется историей нашего города.

 

Это было. Повседневная история в семейных воспоминаниях / составители Е. Ю. Анютичева, Е. Н. Ашихмина. – Орёл : Орлик, 2022. – 184 с. 6+

Этот сборник о том, как жили до Великой Отечественной войны, во время и после неё. Свидетельства очевидцев записаны студентами Орловского колледжа культуры и искусств. Из воспоминаний фронтовой медсестры Петропавловской (Каплиной) Тамары Михайловны мы узнаём, что до войны на месте Детского парка был парк «Аквариум», в котором был летний театр, выступала оперетта, имелась танцплощадка, открытая эстрада, играл духовой оркестр, можно было поиграть в настольные игры. Деревья

 

Загородний, А. На всём белом свете : повествование в двух книгах / А. Загородний. – Орёл : Орловский Дом литераторов, 2021. – 644 с. 16+

«Есть такой неурочный и редкий час, когда по переулкам перестают брехать даже собаки. Когда всё спит. Всё замирает в Орле. Не всхрапнет во сне даже губернатор... Да отчего же ему и не спать? Ибо на перинах из пуха пушкарских гусей спит, полагал Веня…». В один из дней жизни орловского художника Вениамина Ивановича Голубя удар стихии, который якобы вызвал сам Вениамин Иванович, потряс город Орёл. Город вспыхнул на ресницах глаз у живописца невозможной несбыточной красотою («здания стали, как ромовые бабы в пудре и сахаре»). Далее город пришёл в движение – улицами, скверами, площадями. С постаментов спрыгнули статуи: Левша, леди Макбет, сам господин Лесков, сочинитель. В гости к героям потянулись другие фигуры с окрестностей, и конечно, писатели – Тургенев, Бунин, Андреев. В сквере на улице Карачевской устраивается литературный бал, демонстрация трудящихся статуй и даже военный парад. Интересно, что будет дальше? Тогда берите эту книгу в руки, устраивайтесь поудобнее и вместе с автором отправляйтесь в мир фантазии, грёз и тонкого юмора. Книга также содержит авторские интервью: «Я превращусь в свет», «Белые – черные – птицы», «Ода Орловской литературе».

 

Сухинин, А. Н. Окна старых домов : стихи / А. Н. Сухинин. – Орёл : Труд, 2021. – 72 с. 12+

Предлагаем вам познакомиться с первой книгой молодого орловского поэта. В неё вошли стихотворения о родной природе, земляках, о жизни и любви. Стихи наполнены лиричными образами скромной и чистой красоты и, конечно же, безграничной любовью их автора к окружающему миру и ко всему родному – орловскому.

«Загуляла осень в Спасском-

Лутовинове,

Расплескала рыжей краски

И малиновой,

Настелила ковролина

Золочёного,

Уронила куст калины

В воды чёрные,

Заворчала старой девой,

Взбила волосы,

Мглой рябиновой зардела,

Скрылась в мороси.

Солнце встало и иконой

Очищающей Озарило листья клёнов

И плюща ещё…»

 

Четверикова, С. А. Послание в будущее : народные промыслы и ремёсла Орловского края / С. А. Четверикова. – Орёл : Орлик, 2021. – 120 с. 0+

В настоящее время подрастающее поколение практически ничего не знает о традициях нашего Орловского края, об обычаях и культуре. Красота и самобытность русского народного искусства Орловской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народных художественных промыслов. Например, вышивку орловский спис легко узнать. Первое, что бросается в глаза – необычные очертания узоров, криволинейные и местами совершенно несимметричные. Таким оригинальным образом мастера как бы списывали истории из жизни и переносили их на свои полотна. Некоторые историки считают, что именно за счёт этого «списывания» и закрепилось название «спис». Что касается цветовой гаммы, то классическое для орловского списа – сочетание красного и синего, с преобладанием красного. Уникальным явлением народной культуры Орловского края является ливенская гармошка. Чтобы звук не менялся при смене меха, ливенские мастера увеличили объём меховой камеры за счёт большого количества борин (складок). Это и есть главная визитная карточка ливенской гармошки – невероятная длина мехов. При полном растяжении они достигают двух метров, делая «ливенку» самой длинной в мире гармонью. Орловский спис, плешковская и чернышенская глиняные игрушки, мценское кружево, ливенская гармошка, орловский народный костюм – об этих уникальных народных промыслах идёт речь в этой книге. Издание содержит богатый иллюстративный материал.

 

Бахвалова, Т. В. Забытые и редкие слова из произведений И. С. Тургенева / Т. В. Бахвалова, А. Р. Попова. – Орёл : Орлик, 2021. – 416 с. 6+

Художественные произведения И. С. Тургенева – богатейший источник русского национального языка разных слоёв общества XIX века. Многие слова вызывают у современного читателя трудности в восприятии текста, в понимании замысла автора. Многие названия вместе с обозначаемыми ими предметами ушли из жизни, стали историзмами. Многие слова изменили своё значение, произношение, грамматические особенности. Словарь содержит более 1000 устаревших и редких в употреблении слов. В словаре нашли отражение слова, имеющие в прошлом иное, чем в современном языке написание: аплике, конфект, куверт, мусье (апплике, конфета, конверт, мосье). В «Записках охотника» немало слов, хорошо известных охотникам, но совсем незнакомых рядовому читателю: арапник, арапельник, второчить, псарь и др. Знакомство с подобными словами расширяют сведения читателя о русском национальном языке, о жизни разных слоёв общества в прошлом и даёт возможность лучше осмыслить произведения нашего любимого писателя.

 

Семейная память. Леонид Андреев в воспоминаниях родных / составители Л. Д. Затуловская, Л. Н. Кен. – Орёл : Орлик, 2021. – 404 с. 12+

Книга содержит воспоминания ближайших родственников Леонида Андреева. Впервые здесь представлены мемуары сестры писателя – Риммы Николаевны Андреевой «Мои воспоминания». Воспоминания брата Павла Николаевича Андреева являются библиографической редкостью, а записи младшего из братьев Андреевых – Андрея, напечатанные в 1926 году, хоть и были переизданы, но небольшой тираж сделал их сразу недоступными. Из текста повести «Детство» старшего сына Леонида Андреева Вадима для книги выбраны главы, рассказывающие о его детстве и об отце. Автор начинает свои воспоминания 1907 годом и кончает 1919, когда Л. Н. Андреев скончался. Воспоминания воссоздают психологический портрет писателя, воспроизводят его отношение к современникам, его настроение в канун и в период Великой Октябрьской революции

 

Воробьёв, А. В. Забавы патриотов / А. В. Воробьёв. – Орёл : Орлик, 2021. – 260 с. 12+

Эксперты говорят: «Преступник не может уйти бесследно». Но вполне может так случиться, что преступник не оставил видимых следов или эти следы настолько слабы, что использовать традиционные методы расследования невозможно. Но только не для майора ФСБ Сергея Запольского и аса-компьютерщика Глеба Мурова. Им предстоит распутывать сложнейшие криминальные загадки, использовать методики и подходы, позволяющие, потянув за тонкую ниточку, распутать весь клубок преступления и при этом больше узнавать о дальних странах и нравах их жителей. Ведь действие происходит не только в русской глубинке, но и в Брюсселе, Праге, Трансильвании.

 

Анишкин, А. Моя карма / В. Анишкин. – Орёл : Картуш, 2021. – 320 с. 12+

Эта повесть является последней частью цикла повестей, связанных одним героем. Первая – «Моя Шамбола», вторая – «Студент». Действие этой книги происходит во времена правления Брежнева, сменившего Хрущёва на посту руководителя страны. Наш герой закончил институт и уверен, что он свободен для выбора дороги по которой пойдёт дальше, что найдёт своё счастье и любовь. Но не всё так просто. Молодому человеку пришлось пройти сложный путь, увидеть жизнь во всём её разнообразии и столкнуться с нелёгкой для него проблемой взаимоотношений с разными людьми. Обладая паранормальными способностями, он пропускает через собственное понимание всё, что вызывает неприятие и боль и ведёт к крушению его привычного мира. Но в человеке живёт земная энергия, которая держит его на Земле и даёт возможность существовать в материальном мире. А главное на Земле – это Любовь и Вера, которая и позволяет герою книги обрести жизненную силу и душевный покой.

 

Титова, В. В. Орловские лекари конца XVIII – начала XX веков : биографический справочник / В. В. Титова. – Орёл : АПЛИТ, 2020. – 760 с. 6+

Это первый биографический справочник, содержащий информацию о представителях медицинской науки и здравоохранения, которые родились, учились, жили и работали в Орловской губернии конца XVIII-начала XX веков. Здесь можно найти сведения о первых орловских лекарях, в том числе о тех, чьи имена незаслуженно забыты. Отдельно выделен список дантистов и зубных врачей Орловской врачебной управы, Орловского общества врачей 1861 года. К каждой фамилии даётся список библиографии.

 

Наумова, К. М. Притяжение полёта : воспоминания и размышления / К. М. Наумова. – Орёл : Вешние воды, 2020. – 404 с. 12+

Это книга воспоминаний и размышлений мастера спорта СССР по спортивной гимнастике и спортивной акробатике, почётного гражданина города Орла Клавдии Михайловны Наумовой. С 1967 года жизнь этого выдающегося человека связана с нашим городом. Из книги читатель узнает, в чём неисчерпаемый источник удивительной целеустремлённости и энергии К. М. Наумовой, о её семье и родителях, главных наставниках, друзьях, коллегах, соседях и, конечно же, о первых шагах в спортивной гимнастике. Как-то, проходя мимо Дворца культуры, Клавдия в окне увидела, как девочки, одетые в белые пачки, готовятся к Новому году – репетируют сцены из балета «Щелкунчик». С этого дня она ходила только этой дорогой, постоянно задерживалась у окна, подолгу отрабатывала подсмотренные па дома перед стареньким зеркалом. Но на балетную студию в семье не было денег. Поэтому балет остался самой светлой детской мечтой, которую К. М. Наумова спустя много лет воплотила в акробатических композициях своих учеников. Во Дворец спорта будущая гимнастка пришла только в начале седьмого класса, и то взяли её в виде исключения, потому что в те далёкие годы в спортивную гимнастику брали девочек только с четырнадцати лет. Автор делится размышлениями о специфике тренерского труда, обратной стороне высоких наград и блестящих побед её учеников. Книга подкупает своей искренностью и откровенностью.

 

Орловщина в войне. Взгляд через объектив / составитель С. Г. Сопов. – Орёл : Орлик, 2021. – 196 с. 12+

Фотоальбом состоит из трёх частей: «1941 год», «1942 год», «1943 год». В нём собраны редкие материалы: фотографии, сделанные немецкими солдатами и их союзниками в годы оккупации Орловской области, сведения о малоизвестных событиях, происходивших на Орловщине, наиболее интересные снимки, которые удалось найти в немецких архивах или приобрести на зарубежных Интернет-аукционах. Под фотографиями приводится оригинальная подпись (если она имеется) и комментарии составителя. Интересны фото с утраченной в военное и послевоенное время архитектурой Орла и Орловской области. Площади и улицы на фотографиях обозначаются так, как они назывались на момент начала оккупации. Например, переулок Воскресенский назывался Володарским, а Покровская улица – улицей Дзержинского и т. д. Административные постройки носят названия, какие они имели на начало войны. Например, несохранившееся здание на месте современной банковской школы обозначается не как Дворец труда, каковым оно являлось на момент оккупации, а как гостиница «Берлин». Книга будет интересна всем любителям истории.

 

Лысенко, А. И. Пульс юности / А. И. Лысенко. – Орёл : Издатель И. А. Лысенко, 2021. – 208 с. 12+

Книга написана в жанре личного дневника, который вёлся автором в юношеские годы и охватывает период от последнего школьного звонка до окончания физико-математического факультета Орловского государственного педагогического института. Она рассказывает о повседневной студенческой жизни с её радостями, страстями и неудачами, включает воспоминания, связанные с писательской, театральной, научной деятельностью. А. И. Лысенко вспоминает об исторических моментах преобразования нашего города. С восхищением рассказывает, как в одну ночь из грязной «трамвайно-автомобильной улицы» площадь Ленина превратилась «в новенькую, чистую и прекрасную». Рассказ «Маршал и тромбонист» – лирический этюд о нашем знаменитом земляке, военачальнике В. Г. Куликове, об одном из эпизодов его военной деятельности. Все рассказы окрашены добрым юмором, лиризмом. «Пульс юности» писателя помогает ему оставаться человеком творческим и неравнодушным. Книгу дополняет подборка стихов, полных философского взгляда на мир.

 

Самарина, И. Каникулы в прошлое / И. Самарина. – Орёл : Орлик, 2021. – 130 с. 12+

Если вы хотите в увлекательной форме познакомиться с историей Орла, то эта книга для вас. Повествование начинается с того, как четверо друзей проникают в полуразрушенный дом, в котором по преданию жила героиня романа Тургенева Лиза Калитина. В этом удивительном доме возможно всё – получить подарок от самого Тургенева, увидеть императрицу Екатерину Великую и даже пить чай с Пушкиным! Но сам дом нуждается в спасении. Удастся ли друзьям спасти его от разрушения? Ведь времени у них осталось совсем мало – всего лишь летние каникулы.

 

Корнева, В. Папина шляпа / В. Корнева. – Орёл : Труд, 2020. – 146 с. : ил. 6+

В книге собраны потешки, загадки, считалки и, конечно же, стихи. Стихи Валентины Корневой – весёлые, добрые, озорные, волшебные и новогодние.

Я рисую снег и иней

Краской белой, краской синей.

И зелёным цветом – ёлки,

Очень тщательно иголки.

Алым – грудку снегиря,

Будто зимняя заря.

Вот и дедушка Мороз,

Шуба красная и нос…

 

Фролов, А. Мы играли в догонялки / А. Фролов. – Орёл : Труд, 2021. – 40 с. : ил. 6+

Новая книга орловского поэта Андрея Фролова – это отличный подарок всем ребятам, которые любят весёлые стихи. Она написана автором по детским воспоминаниям и наблюдениям за современными детьми. Известно, что все боятся врачей, особенно зубных. И вот ребёнка ведут к стоматологу:

Дед ведёт меня к врачу,

Я встревоженно молчу.

Я сейчас похож на бомбу:

Только тронь – 

Взлетит весь мир!

Если мне поставят «пломбу»,

Как я буду есть «Пломбир»?

Иллюстрации к книге придумала художница Юлия Шуфтайкина. Благодаря ей в книжке почти на каждой странице присутствуют два рыжих персонажа. Догадайтесь, кто это?

 

Рязанова, Л. Любовь и война. Валерия и Михаил Пришвины. 1940-1943 / Л. Рязанова, Я. Гришина. – Санкт-Петербург : Росток, 2021. – 520 с. 12+

Издание представляет собой тематический выстроенный текст дневника М. М. Пришвина. Вдова писателя Валерия Дмитриевна Пришвина в конце 1950-х-начале 1960-х гг. XX века, работая над этой книгой, соединила дневниковые записи писателя, свои комментарии, отрывки из писем. Такая композиция была задумана самим писателем перед войной. Книга состоит из двух частей: «Мы с тобой. Дневник любви» и «Война. Усольский дневник». Дневник любви «Мы с тобой» можно назвать одной из самых прекрасных книг о любви. В возрасте шестидесяти семи лет Пришвин встречает свою первую настоящую любовь. Валерии Дмитриевне сорок лет, она пришла в дом Пришвина устроиться секретарём по рекомендации общего знакомого. «Это была женщина не воображаемая, не на бумаге, а живая, душевно-грациозная, и я понял, что настоящие счастливые люди живут для этого, а не для книг, как я; что для этого стоит жить…» — скоро запишет в своем дневнике Пришвин. С этого взаимного восхищения и уважения началась дружба, которая переросла в любовь. Валерия Дмитриевна стала музой писателя вплоть до его кончины, а потом долгое время являлась заведующей Музеем М. М. Пришвина. Во время войны Пришвин не захотел эвакуироваться в Алма-Ату, а поселился в деревне Усолье под Переславль-Залесским. Это время – начало совместной жизни с Валерией Дмитриевной. Поэтому усольский дневник полон записей о любви, её испытаниях. В свете любви теперь видит Пришвин свою жизнь. Военные годы стали для него временем углубленных размышлений. С первых дней войны он вместе со всем народом принял её жестокие страдания, пережил их, выдержал и не сломился. «…В годы войны, что-то существенно новое вошло в душу писателя: там, в природе, где он, казалось, был полновластным хозяином своей радости, в этой родной природе ему чудился теперь какой-то недочёт … Он слышит в ней теперь неизменно голос всеобщего страдания…», – пишет в комментариях В. Д. Пришвина. Все записи сверены с подлинником и датированы. В настоящем издании впервые восполнены пропуски и сокращения дневниковых записей. Книга иллюстрирована фотографиями писателя и его портретами. Она будет интересна всем любителям творчества М. М. Пришвина.

 

Пришвин, М. Вечная игрушка / М. Пришвин. – Москва : Вече, 2021. – 384 с. 12+

Издание включает в себя рассказы М. Пришвина, написанные с 1906 по 1952 год. В первой части собраны произведения, написанные в 1910-1920-е годы. Многие работы этих лет мало известны читателям. Среди них рассказы: «Колечки», «Солнечный круг», «Аптека счастья», «Старички» и др. Вторая и третья части включают детские и охотничьи рассказы, большинство из которых написаны в 1920-30-е годы. Четвёртая часть состоит из рассказов, написанных в предвоенные и военные годы. Интересна книга тем, что среди героев писателя нет выдуманных персонажей. Почти все имеют прототипы, а некоторые даже носят реальные имена. Осенью 1942 года, живя в эвакуации в Усолье, в районе Переславля-Залесского, Пришвин узнал, что в четырнадцати километрах, в усадьбе Ботик, поселили вывезенных из осажденного Ленинграда несколько сот детей в возрасте от трёх до восьми лет. Писатель принял участие в их устройстве, стал постоянно их посещать, совершая трудные для него пешие походы по бездорожью. Судьбам блокадных детей, их жизни в усадьбе Пришвин посвятил цикл «Рассказы о ленинградских детях», который также входит в настоящий сборник. «Все рассказы целиком пересажены мною из жизни на бумагу», – писал он в своём дневнике. Героиня рассказа «Бабушка и внучка» – маленькая девочка Мария Тереза, которая жила в усадьбе Ботик. Мать этой девочки погибла вместе с мужем в Ленинграде. Уже взрослой девушкой Мария Тереза Папита приветствовала Пришвина на юбилейном заседании в честь его восьмидесятилетия и вручила ему журнал с переведенным на испанский язык его рассказом. Цикл произведений писателя производит сильное впечатление своей сердечностью, тонким пониманием психологии ребёнка и оптимизмом. Этот сборник будет особенно интересен любителям творчества замечательного писателя.

 

Самарина, М. Герои Советского Союза – выпускники Орловского бронетанкового училища / М. Самарина. – Орёл : Картуш, 2020. – 448 с. 12+

Издание раскрывает на своих страницах вклад орловских танкистов в нашу Великую Победу.

В сентябре 1925 года Ивано-Вознесенская пехотная школа была переведена в Орёл, где ей было отведено здание бывшего кадетского корпуса. В 1930 году учебное заведение было переименовано в Орловскую бронетанковую школу им. М. В. Фрунзе. Её начальником и военным комиссаром стал С. С. Шаумян. В сентябре 1931 года школа подготовила своих первых выпускников. В 1937 году она была переименована в Орловское бронетанковое училище им. М. В. Фрунзе.

Книга представляет сведения о Героях Советского Союза, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Орловского бронетанкового училища. В данном издании содержатся воспоминания выпускников училища об их курсантской жизни, об участии в освобождении города Орла. Читателям будет интересно узнать, что среди выпускников училища, удостоенных Золотой Звезды Героя Советского Союза, – восемь уроженцев Орловской области, память о которых увековечена на мемориальных досках и в названиях улиц Орла и Орловской области. В книге содержится много уникальных фотографий. В книгу вошли также очерки о выпускниках училища, ранее опубликованные в орловской периодической печати.

 

 

Тургеневский ежегодник 2018-2019 / сост. Л. В. Дмирюхина, Л. А. Балыкова. – Орёл : Орлик, 2019. – 382 с. 12+

Сборник подготовлен Орловским объединенным государственным литературным музеем И. С. Тургенева и Тургеневским обществом. В ежегоднике размещены статьи известных филологов, исследователей жизни и творчества И. С. Тургенева, И. А. Бунина, М. М. Пришвина. Все публикации сгруппированы по темам. В разделе «Путешествие с Тургеневым» заслуживает внимание статья Е. Ашихминой о друзьях Тургенева и Фета, проживавших в селе Волково Мценского уезда. Здесь у дворянина В. А. Шеншина неоднократно гостили Тургенев и Фет. Усадьба Ближнее Волково вошла в историю русской литературы как место первой встречи Тургенева и Фета. Эта встреча состоялась майским воскресеньем 1853 года. Поклонникам творчества М. М. Пришвина будут интересны статьи, посвящённые его потомкам. Все дети и внуки М. М. Пришвина ведут своё родословие от его первого брака с крестьянкой Ефросиньей Павловной Смогалёвой. От этого брака у писателя было четверо детей и шесть внуков. Два сына Серёжа и Петя умерли в детском возрасте. Лев Михайлович Пришвин, окончив МГУ, продолжил отцовский путь в литературе: работал журналистом и фотокорреспондентом, был членом Союза писателей СССР, публиковался под псевдонимом «Алпатов». Пётр Пришвин окончил зоотехнический институт, работал в крупном зверосовхозе «Пушкинский» под Москвой. Во время Великой Отечественной войны был тяжело контужен, затем работал на военном заводе по ремонту «катюш», служил начальником Заболотского охотничьего хозяйства Генштаба. В книге прослеживается дальнейшая их судьба, судьба внуков М. М. Пришвина. Это только начало путешествия по ежегоднику. Продолжив его, читатель познакомится с другими интересными публикациями, некоторыми событиями из истории музея.

 

Пришвин, М. М. «Революция – это месть за мечту» : из дневника 1917-1918 / составитель Я. З. Гришина. – Санкт-Петербург : Росток, 2018. – 408 с. 12+

Дневники Пришвин вёл на протяжении пятидесяти лет, с 1904 по 1954 годы. В них отражён весь его творческий путь, исторические и культурные события того времени, обстоятельства личной жизни. Книга содержит наиболее значимые записи 1917-1918 годов. Это революционные Москва, Петроград. 1917 год. На зиму Пришвин уезжает в Петроград. Здесь он становится свидетелем Февральской революции, которую принимает как историческую неизбежность. Он – делегат временного комитета Государственной думы в Елецком уезде. И с 9 апреля 1917 года писатель в Хрущёве, в своем новом доме. На хуторе его ждут горькие разочарования. Елецкие власти выселили Пришвина с семьёй из дома, построенного им на родительской земле. 22 апреля 1918 года он записывает в дневнике: «Мужики отняли у меня всё, и землю полевую, и пастбище, и даже сад, я сижу в своём доме, как в тюрьме… Звезда жизни моей единственная почернела, а коровушку мою принципиально зарезали мужики». Писатель обращается к будущему поколению: «Неведомый друг мой, с книжкой в руке, вам пишу это письмо из недр простого русского народа, который отогнал далеко от себя лучших друзей своих». И добавляет: «Разорён дочиста!». Семья писателя оказалась без средств, на грани нищеты. А тут ещё решение Елецкого совдепа «о выселении помещика М. М. Пришвина». 6 октября он запишет в дневнике: «Вчера в моё отсутствие (ездил хлопотать, чтобы не выгнали) – пришла «выдворительная». Прочитав эту книгу, вы получите ценные сведения не только о личной жизни писателя, но о многих исторических и культурных событиях того времени.

 

Мищенко, А. К. Храмы Орла и их святыни / А. К. Мищенко. – Орёл : Издательский Дом «Орлик», 2020. – 136 с. 6+

Книга содержит подробную информацию об особо почитаемых православными верующими чудотворных святынях и чудотворных иконах, находящихся в храмах Орла. В книге рассказывается о новых храмах Орла – Храме Великомученика Георгия Победоносца на территории войсковой части 03013 и Храме Казанской Иконы Божией Матери при Академии ФСО России. Книгу украшает множество прекрасных фотоиллюстраций. Книга предназначена для семейного чтения.

 

Воробьёв, А. Прогулки по орловским усадьбам / А. Воробьёв, Н. Ковешникова. – Орёл : Орлик, 2020. – 65 с. 6+

Путеводитель помогает совершить путешествие по орловским усадьбам, а это известное на весь мир Спасское-Лутовиново, Дмитровск, начало которого идёт от имения молдавского господаря Дмитрия Кантемира, Злынь – колыбель орловских рысаков. Это усадьбы Куракиных, Каменских, Лопухиных, Новосильцевых, Шварца, Голицыных. Сабуровская крепость, имение графа Каменского, – самая необычная усадьба. Существуют две версии, почему граф решил построить на Орловщине турецкую крепость. По одной – только для развлечения. А по другой версии у графа Михаила Федотовича Каменского наблюдался «османский синдром», и до самой смерти ему мерещились турецкие орды, идущие на штурм его имения. Путеводитель приглашает на чаепитие у орловского писателя Леонида Андреева, в гости к Афанасию Фету в село Клеймёново, в усадьбу Шатиловых, которая расположена в селе Моховом Новодеревеньковского района. Для удобства путешественников в путеводителе есть карта и QR-код, помогающие построить маршрут.

 

Полухин, О. Историко-топонимический словарь Новосильского уезда / О. Полухин, Т. Майорова. – Москва : Минувшее, 2020. – 432 с. 6+

Этот словарь объясняет местные географические названия, рассказывает об исторических событиях, которые происходили в той или иной местности, знакомит с диалектическими особенностями речи местного населения. В топонимических основах хранятся забытые имена и фамилии бывших землевладельцев. Так, деревне Евлань в конце XVIII века новые помещики Ртищевы присвоили своё имя – Ртищево. Название деревни Сапуновка произошло от фамилии землевладельцев Сапуновых. Первоначально название деревни Лески отражала природные условия местности. Позже была переименована в Быковку в связи с появлением новых землевладельцев Быковых. Названия населённых пунктов в издании располагаются в алфавитном порядке. В книге имеется два приложения – перечень владельцев земель и словарь ономастических терминов, используемых в этой научно-популярной книге. Все описания даются на основе архивных исследований.

 

Яворская, Е. Из истории Орловского театра / Е. Яворская. – Орёл : Издатель Александр Воробьёв, 2019. - 120 с. : ил. 6+

Родоначальником орловского театра считают графа Каменского, который создал крепостной театр в XIX веке. Однако, не только Каменские, но и многие орловские помещики заводили собственные драматические, балетные и даже оперные труппы. На окраине Орла в Мацневском переулке (теперь Рабочий городок), в каменном двухэтажном особняке показывал искусство своих актёров помещик Мацнев – жестокий истязатель крепостных, разорившийся на театральных затеях. На Каменской площади (недалеко от сквера Гуртьева) Каменским было построено в 1814 году первое в Орле настоящее театральное здание на 500 мест с актёрским составом не менее 150 человек. За год было дано 82 спектакля. В антрактах публику угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Современники писали: «Граф Каменский себе в убыток делает великое удовольствие городу». Театр прославился на всю Россию. Как орловский театр преображался, какие знаменитости блистали на его сцене, каким был его репертуар – всё это вы найдёте в этой книге. Она адресована широкому кругу читателей.

 

Ашихмина, Е. «Язык любви, цветов, ночных лучей» : А. А. Фет в Орловской губернии / Е. Ашихмина. – Орёл : Издатель Александр Воробьёв, 2021. – 308 с. 6+

Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший – Не видать в пыли! Вижу: кто-то скачет На лихом коне. Друг мой, друг далёкий, Вспомни обо мне! Чтобы вспомнить нашего писателя-земляка, достаточно взять в руки эту книгу и вместе с её автором пройти по местам, где ходил А. А. Фет, где прошло его детство, где жили его родители, куда приезжал он в гости и где хозяйничал на земле. Вы побываете в родовом гнезде поэта – Новосёлках, во Мценске, где поэт служил судьёй, а затем возглавлял уездное дворянство, в Спасском-Лутовинове, куда приезжал в гости к своему другу И. С. Тургеневу и других орловских местах. В Ливнах Фет бывал или по делам, или проездом. Одна поездка надолго осталась в его памяти. Однажды он приехал в Ливны за полтора часа до отправления поезда. Он решил прогуляться. Вблизи вокзала в те времена находилось кладбище. Фет стал осматривать памятники. Рядом с надгробными камнями возвышались богатые памятники, на которые ливенское купечество не пожалело ни чугуна, ни гранита, ни мрамора. Он уже возвращался, когда наткнулся на обелиск из песчаника. На одной из четырёх сторон были вырезаны слова: «здесь погребено тело крестьянской девицы Марии»; с другой стороны стояло: «здесь погребён младенец женского пола». На противоположной от имени усопшей было вырезано: «вот тибе друх мой последний от мине нарят». Внизу стояла подпись отставного унтер-офицера. Фет остановился и долго стоял. Никогда ни одна могильная плита не производила на него такого сильного впечатления. В написании книги использованы воспоминания поэта, его переписка с И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, данные Государственного архива Орловской области.

 

Патенков, М. Как куракинский крестьянин в люди выходил / М. Патенков. – Орёл : Орлик, 2020. – 120 с. 6+

Книга воспоминаний М. Г. Патенкова рассказывает о жизни крестьян в дореволюционной деревне. Автор описывает своё деревенское детство, трудную крестьянскую работу на земле, к которой с ранних лет привлекались дети. По вечерам учили уроки, а после читали разные книжки. Библиотек тогда не было, покупали книжки у коробейников, которые ходили по деревням с коробом за плечами и кричали: «Картины, книжки, новинки! Вам не надо ли?». М. Патенков пишет: «Мы с братом всегда просили отца, чтобы он оставил на ночь коробейника. Нам хотелось пересмотреть, какие у него есть книжки и картинки. Сколько было радости, если оставался у нас ночевать коробейник!». Патенков вспоминает о трудной юности. Восемнадцатилетним подростком он уехал из дома на заработки. Временами ему было просто нечего есть, «...голодал, в день на одном турецком бублике жил». Как в те далёкие времена учились в школе, как жилось в батраках, как автор встретил князя Куракина, и многие другие воспоминания хранит эта книга.

 

Ашихмина, Е. Орёл. Дворянское гнездо / Е. Ашихмина. – Орёл : Орлик, 2020. – 136 с. 6+

Эта книга посвящена истории живописного уголка на высоком берегу Орлика – Дворянскому гнезду и дому, в котором по преданию жила героиня одноимённого романа И. С. Тургенева Лиза Калитина. Роман «Дворянское гнездо» был опубликован в 1859 году в январском номере журнала «Современник». И как только роман стал достоянием читателей, жители Орла решили, что и дом, и сад, и герои «Дворянского гнезда» – всё орловское, потому что действие происходит в губернском городе О. «на одной из крайних улиц», и сад «одной стороной… выходит прямо в поле, за город». И сам писатель родился в Орле и хорошо его знал. И потому «Дворянское гнездо» было названо «самым орловским романом» писателя. Из книги Ашихминой мы узнаём историю усадьбы, где, по мнению старожилов, разворачивались события романа Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо», знакомимся с владельцами и хранителями «дома Лизы Калитиной». Один из разделов книги рассказывает о прототипах персонажей романа: Лизы, Лаврецкого и Лемма. Заключительная глава посвящена теме сохранения «дома Лизы». О том, что Тургенев посещал этот дом и этот сад, есть немало подтверждений. Есть письмо, которое говорит о том, что у своего приятеля Африкана Сафонова, человека, которому принадлежал этот дом, бывал Тургенев, а в 1878 году встречался в этом доме с писателем Брянчаниновым.

 

Костомарова, И. Орёл в судьбе Ивана Бунина / И. Костомарова. – Орёл : Орлик, 2020. – 120 с. 12+

В книге рассказывается о периоде духовного роста и начале творческого пути И. А. Бунина. Годы детства, отрочества и ранней юности писателя прошли в родовых родительских усадьбах Бутырки и Озёрки Елецкого уезда Орловской губернии. Бунину было шестнадцать лет, когда в петербургском журнале «Родина» стали публиковаться его стихотворения. Орловские страницы жизни и молодость Ивана Алексеевича отражены в его произведении, которое по праву считается центральным и за которое писатель получил Нобелевскую премию – «Жизнь Арсеньева». Восемнадцатилетним юношей начинающий поэт покинул разорившуюся до нищеты родительскую усадьбу и на несколько лет поселился в Орле, поступив на службу в редакцию газеты «Орловский вестник». Бунин вспоминал: «С осени 1889 года стал работать при «Орловском вестнике» и был всем, чем придётся, - и корректором, и передовиком, и театральным критиком…». Орловский период в жизни Бунина связан с началом его профессиональной литературной деятельности. На страницах газеты и в столичных журналах публикуются его стихи и проза. В 1891 году в Орле вышел первый поэтический сборник Бунина «Стихотворения 1887-1891 гг.». Орёл подарил Бунину первую любовь. Именно здесь он встретил Варвару Пащенко. Наш город навсегда остался в сердце писателя, как нечто близкое и дорогое. И. А. Бунин писал, что покидает Орёл «со всей грустью и нежностью первой любовной разлуки и с горячими надеждами на скорое новое свидание».

 

«В мире круга земного…» : И. А. Бунин в портретах и фотографиях. – Орёл : Орлик, 2020. – 120 с. 6+

В этом фотоальбоме вы найдёте уникальные фотоснимки из коллекции Орловского объединённого государственного литературного музея И. С. Тургенева. На первой известной фотографии И. Бунина мы видим молодого человека, обхватившего руками колено. Снимок сделан в Озёрках, деревне, принадлежавшей Буниным. В письме к брату Юлию от 15 сентября 1888 года Иван пишет: «Были Воробьёвы, Ольга Семёновна снимала меня: я сел в позу Фофанова в саду на стуле». В орловском музее хранится фото Варвары Пащенко, которую И. Бунин называл главной любовью всей жизни. С фотографии, сделанной в Харькове в 1886 году – ещё до встречи с Буниным, смотрит очаровательная девушка. Интересен портрет И. Бунина на картоне углём, написанный Е. Буковецким в Одессе в 1900 году. Это первый прижизненный портрет писателя. На лацкане пиджака можно рассмотреть своеобразный автограф художника.

 

Шапочка, В. Тургенев-охотник : литературно-документальное исследование / В. Шапочка. – Орёл : Орлик, 2020. – 120 с. : ил. 6+

Охотой И. С. Тургенев увлекался с двенадцати лет. Мать писателя, Варвара Петровна, сама страстная охотница, покупала для сына собак различных пород – борзых, легавых, гончих. С ружьём за плечами Тургенев исходил вдоль и поперек Орловскую, Тульскую, Там¬бовскую, Курскую, Калужскую губернии, был знаком с лучшими охотничьими угодьями Ан¬глии, Франции, Германии. Места охоты Тургенева, снаряжение, люди с которыми он охотился, его охотничьи собаки –все подробности увлечения нашего земляка можно найти в этом исследовании. Охота была для И. С. Тургенева не только увлечением, но и источником его вдохновения. И именно она привела его к литературной известности. С «Записками охотника» он вошёл в большую литературу. В книге приводятся цитаты из его художественных произведений.

 

Шатиловская усадьба – родовое гнездо. – Орёл : Печатный дом, 2020. – 43 с. 6+

Усадьба Шатиловых в селе Моховом Новодеревеньковского района – место совершенно уникальное. Сохранившиеся здания бывшего дворянского поместья и живописные окрестности с потрясающе красивым парком, в котором ещё можно встретить деревья, высаженные в XIX веке, приводят в восторг. Годом основания имения считается 1694 год. Спустя семь лет в Моховом был построен большой деревянный дом, а на площади перед ним деревянная Никольская церковь. В 1777 году её разобрали и перевезли в старинный город Новосиль, а на её месте в конце века возвели каменный храм во имя Казанской Божией Матери. В 1817 году Шатиловы пригласили к себе немца Ф. Х. Майера, который впоследствии прославился не только как талантливый управляющий, перестроивший усадьбу на европейский лад, но и как выдающийся учёный. Именно он создал на территории имения лесной питомник, в дальнейшем превратившийся в целую сельскохозяйственную селекционную станцию. У Шатиловых в Моховом гостили многие известные люди того времени, в том числе и Лев Толстой, который покупал там саженцы для парка Ясной поляны. Из книги можно узнать о предках и потомках Шатиловых, музее опытной станции, в котором представлены гербарии растений, срезы основных пород деревьев, произрастающих в Шатиловском лесу. Читателю будут интересны легенды и сказания об этом удивительном месте.

 

Машукова, Е. Разноцветные птички, или как Ворона на Сову обиделась : сказка / Е. Машукова. – Орёл : Орловская областная организация Союза писателей России, 2019. – 24 с. 6+

Чем разные птички отличаются друг от друга? Конечно, прежде всего, оперением. Мудрая Сова всех птиц раскрасила разноцветными красками. Каждая птичка получила своё неповторимое оперение. Только ворона долго выбирала, каким же ей цветом покраситься - красным, жёлтым или синим. В результате ей досталась самая непривлекательная раскараска. Из сказки дети узнают, как выглядят зимородок, снегирь, чиж, дятел, журавль, клёст, гусь и почему ворона получила такое невзрачное оперение.